Модернизация российского образования внесла в труд руководителей образовательных
учреждений множество новых функций, побудила совершенствовать управленческие
системы. Цель управленческой деятельности - создание условий (организационно
- педагогических, материально технических, кадровых) для эффективной
работы всех сотрудников образовательного учреждения по достижению запланированных
целей и задач. Какие это условия? Создание комфортного морально психологического
климата в коллективе, в каждом структурном подразделении. Мотивация
сотрудников на развитие инновационной деятельности. Работа по организации
системы непрерывного повышении квалификации, стимулирование. Систематическое
отслеживании результатов динамики развития каждого направления деятельности
педагогического коллектива и всего образовательного учреждения в целом.
Разработка четкого функционала сотрудников на основе должности обязанностей,
профессиональных умений и личностных качеств. Наличие эффективной системы
стимулирования труда на каждом рабочем месте. Постоянное совершенствование
учебно-методической и материально-технической базы образовательного
процесса на основе современных технологий. Главной условием управленческой
деятельности было и остается создание единой взаимодействующей системы
всех структурных подразделений образовательного учреждение.
Управление образовательным учреждением имеет свою специфику:
- исследовательская позиция теоретико-экспериментательная направленность
деятельности руководителя учреждения;
- психологическое, здоровьесберегающее, нормативно-правовое сопровождение
процесса управления;
- интеграция различных областей наук педагогической практики;
- особая управленческая (педагогическая) культура;
- разумное сочетание административного и демократического стиля управления;
- управление на основе горизонтальных взаимодействий и педагогического
сотрудничества.
Выбор образовательной программы обоснован:
приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения определяются
государством в Законе "Об образовании", федеральной целевой
программе развития образования, целевой программе "Столичное образование-5",
Концепции психологической безопасности образовательной среды, Концепцией
модернизации российского образования, государственный стандарт образования;
программой экологического образования и воспитания РС (Я), научно -
практической программой "Здоровье школьника", Концепцией школы
- концепцией Успеха, программами развития школы, национальной инициативе
Президента РФ "Наша новая школа". Это:
- формирования здоровьезберегающей образовательной среды, обеспечивающей
сохранность психсоматичесского здоровья и духовно нравственного развития
на основе развития системы психологического сопровождения;
- расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий
и развитие творческого потенциала личностей ребенка;
- повышение качества образования на основе деятельностного, компетентностного,
рефлексивного подхода;
- преемственность образовательных программ на всех ступнях образования
и соответствия их запросам государства и социума;
- совершенствование внешней и внутришкольной системы оценки качества
образовательного процесса и образовательных результатов;
- укрепление материально-технической и учебно-методической базы каждого
учебного курса на основе федеральных государственных образовательных
стандартов нового поколения;
- развитие единой информационной среды, освоено и внедрение интерактивных
управленческих педагогических технологий;
- формирование духовно - нравственных основ развития и социализации
личности поликультурной среде на основе толерантного подхода к содержанию
образовательного процесса;
- развитие общественно - государственного управления как фактора, обеспечивающего
качество образования его открытость.
В школе имеются концепцией школы "Концепция успеха", программа
развития школы, Образовательный план школы.
Концепция воспитательной работы школы.
Принципы:
" Целостности
" Структурности
" Гуманизма
" Успешности
" Культуросообразности
" Коллективного творчества
" Обучении и воспитание - педагогическая система, основанные на
взаимодействии педагога, ребенка
Педагогические теории:
" педагогика сотрудничества - В.А. Караковского
" педагогика общей заботы - И.П. Иванова
" педагогика гуманизма - В.А. Сухамлинского
" педагогика личности К. Селевко
Блок целей: - организация на общечеловеческие ценности: человек, семья,
труд, знание, творчество, культура, отечество;
- создание условий, способствующих развитию социально активной, саморазвивающейся
личности сельского школьника.
Основные направления: - здоровье ребенка
- личность и творчество
- взаимопонимание и общение
Ведущая идея: если мы хотим человеку добра, надо помогать ему
идти по Дороге Успеха. Успех рождает Успех.
Деятельность:
диагностическая
учебно-познавательная
ценностно-ориентированная
нравственно-этическая
духовно-эстетическая
гражданско-патриотическая
физкультурно-оздоровительная
Сеть отношений: * сотрудничество
* сотворчество
* соуправление
Технологии: - инновационные технологии
- передовой педагогический опыт
- методика коллективной творческой деятельности
Среда, освоенная школой: социум-поселок, центр досуга "Айылгы",
спортзал, окружающая среда, связь с центром - школы, театр, музеи, Межучебное
объединение "Амма", региональный центр СОЭМ, международные
контакты: интернет
Ожидаемый результат:
" управление здоровьем
" совершенствование нравственных качеств
" стремление к познанию
" активная жизненная позиция
" самоопределение, самовоспитание, самоутверждение.
Имеются в школе Концепция экологического
образования, воспитания
Этапы внедрения программы в школе
Здравотворение"
Программа экологического образования
и воспитания
Программа патриотического воспитания
Программа "Семья"
Программа работы по профилактике правонарушений
Программа "Здоровье"
Результатом функционирования воспитательной системы в нашей школе является
негативного влияния социума на личность ученика и увеличение возможностей
для многостороннего развития личности.
Этапы создания воспитательной системы.
Воспитательная система складывалась постепенно, с первого года открытия
основной школы с 1988 года. Условно можно разделить на три этапа ее
оформления
Этапы |
Содержание деятельности |
I этап - 1988-1992 г.г. становление, отработка содержания
с деятельности и структуры системы.
Создание воспитательной системы внутри самой школы. Создание школьной
идеологии, "духа" школы. Формирование гуманистических
межличностных отношений через полезную творческую деятельность.
|
Обучение учителей, классных руководителей, старшеклассников,
ученического актива. Внедрение системы сменяемости классных старост,
системы чередования поручений, системы подготовки и проведения коллективных
творческих дел (1 раз в месяц). Становление детской организации
"Кэскил", клуба старшеклассников "Эрчим". Окончательное
сформированы три учебно-воспитательных ступени и управление в них
через систему советов (субэ). |
II этап - 1992-2001 г.г. функционирование в заданном
режиме.
Предоставление широких возможностей и права выбора учащимся форм
и направлений учебно-воспитательной деятельности.
|
В 1992 году подписан договор о совместной работе администрацией
наслега, детсадом. В 1994-95 г.г. работали по программе "Школе
90 лет". В 1995 году - по программе "50 лет Победы".
В 1998 году подписан трехсторонний договор: учителя-учащиеся-родители.
С 1999-2001 года работали по программе "Иитии улэ5э грант программа".
Разработаны и внедрены программы: "Здравотворение", экологического
образования и воспитания, "Учимся любить книгу" и развития
младшего школьника, работы с родителями. |
III этап - 2001-н/время перестройка воспитательной
системы.
Включение в воспитательную систему школы наслега. Создание единого
духовно-культурного пространства села как условие возрождения активной
нравственной позиции селян.
|
В 2001 году школе присвоен статус республиканской экспериментальной
площадки - образовательное межулусное объединение "Амма".
В 2002 году разработана программа "Образовательное село"
(создание единого духовно-культурного пространства села как условие
возрождения активной нравственной позиции селян). С 2002 года
начала свою работу ФДОП ЯГУ. 2002 год - открыт центр семьи и детства.
2007 г. - обучение в новом каменном здании школы.
|
Условия реализации задач воспитательной системы.
Для результативного функционирования воспитательной системы необходимо
выполнение нескольких условий:
1. Четкое определение целей, к которым необходимо стремиться всегда
и в данный момент, постановка задач, для решения которых уже готов школьный
коллектив, работники школы, учащиеся и их родители.
2. Конкретное планирование деятельности школьного коллектива на несколько
лет вперед, на год, на месяц, на неделю.
3. Владение информацией обо всех участниках учебно-воспитательного процесса,
об уровне их отношений, о физическом, нравственном, умственном уровне
развития детей, профессиональном уровне работников школы; культурно-образовательном
и нравственном уровне родителей, о степени комфортности всех пребывающих
в школе.
4. Систематический контроль за результативностью деятельности всех участников
учебно-воспитательного процесса с целью коррекции и достижения наилучших
результатов.
Проблем на каждом этапе достаточно много:
" Экономические трудности;
" Нестабильность семьи:
" Низкий духовно-нравственный уровень сельского населения;
" Большое количество правонарушений среди подростков;
" Проблема алкоголизма и курения;
" Недооценка в обществе роли воспитания в учебно-воспитательном
процессе;
" Крайне недостаточное количество методической литературы по данной
теме;
Решение этих проблем видим:
" Определяем взаимоотношение и правовую основу обеспечения ресурсов
для работы социума;
" Проектируем новую систему управления;
" В самофинансировании некоторых вопросов, усиление работы по грантовой
поддержке;
" Содействие в развитии семейной экономики;
" Поднятие духовно-нравственного уровня родителей, населения через
всеобучи (правовые, экологические, нравственные…), местное СМИ;
" Усиление профилактической работы по правонарушениям;
" Пропаганда здорового образа жизни;
" Обобщение опыта работы и проведение учеб по повышению педагогического
мастерства.
Выводы:
1. Эффективность воспитательной работы оценивается в 56,6%.
2. Даются положительные результаты и выявленные проблемы по направлениям
воспитательной работы.
3. Высокий уровень морально-психологического климата в школе.
4. Детская организация может влиять на самостоятельность и на организаторские
способности детей и осознание детьми ими своей деятельности в нем.
5. Все содержание воспитательной деятельности основывается на этнопедагогических
традициях якутского народа, черпаем силы и ценности народной педагогики.
6. Динамика изучения уровня воспитанности учащихся школы показывает
положительный результат.
9. В повышении качества воспитания учащихся в школе учителя видят: качественном
улучшении состава педагогов, улучшении работы детской организации, престиже
образования в целом, снижении негативного эффекта ТВ, уменьшении числа
учащихся в классах и т.д.
10. Создание воспитательной системы складывалась постепенно, с первого
года открытия основной школы с 1988 года.