Cайт Прокопьевой Людмилы Владимировны учителя английского языка МОУ Чычымахская средняя общеобразовательная школа имени С.Р.Кулачикова - Элляя с.Чычымах Таттинского улуса РС(Я) |
||
Эссе Ценность любого инструмента определяется тем, чьи руки его держат. (Пословица) На дворе век глобализации, оптимизации, инноваций и прочих "аций". Мир меняется. В сфере образования краеугольным камнем являются не пресловутые ЗУН, а формирование и развитие ключевых компетенций личности. Возможно это или невозможно? Каким должен быть учитель? Как он должен работать, чтобы достичь этого? На первый взгляд, воспитание компетентной личности кажется делом трудным, почти нереальным. Большая умственная и физическая нагрузка на не совсем окрепший детский организм часто вызывает у ребенка так называемое "отторжение" учебного материала, а то и процесса в целом. В национальных школах объем учебной нагрузки огромен. Ученик добирается до дому только в 7 часов вечера. В оставшееся до сна время он обязан детально подготовиться к урокам, пообщаться с родными, поужинать, помочь по дому, отдохнуть. Как видим, времени нет. Не всякий взрослый организм может выдержать такие ежедневные нагрузки на мозг и тело, которые могут быть причиной психического и эмоционального напряжения и даже опустошения. Следующим фактором, осложняющим учебный процесс, на мой взгляд, является усложненность и насыщенность учебной программы, которая не по зубам среднему и слабому ученику. Вместе с тем надо признать, что учебники нового поколения призваны формировать у детей критическое, аналитическое мышление. Как будет отдельно взятый УМК выполнять эту задачу, зависит уже от учителя. От его мастерства, таланта, трудолюбия. Я не говорю "знаний", потому что определенный набор знаний имеется у каждого выпускника педвуза. А вот распорядиться этими знаниями мастерски -это уже призвание. На мой взгляд, современный учитель, перед которым стоят новые задачи образования, -это учитель жизни, помогающий ученику стремиться стать личностью. Но как? Прежде всего, учитель должен знать и уметь больше ученика, уметь учить его думать. Неважно, сколько ему лет, но он обязан идти впереди ученика даже в информационных технологиях. Но голое умение разбираться в инновациях -это верхушка айсберга. Подводная же часть -это мастерство и любовь к детям, талант и трудолюбие. Хороший учитель учит ребенка позитивно воспринимать мир, ведь дело не всегда в том, какова действительность, а каково твое отношение к нему. Он учит его способам деятельности. Профессия учителя обретает новое звучание в условиях происходящих изменений. Пресыщенность благами цивилизации, чрезмерная трудоемкость и наукоемкость школьных предметов, быстрый темп, мелькание жизненных явлений, наблюдаемые в какой-то мере даже в нашей глубинке - все это факторы, способствующие выработке поверхностного отношения к событиям и явлениям. Телевидение, журналы, газеты, пропагандирующие легкое отношение к жизни, усложняют обучение и воспитание в школе. Терпение и такт, способность решать новые задачи, способность критически мыслить, открытость новому и многое другое требуются сейчас от учителя. Я в корне согласна с тем, что учитель нового века - это учитель нового формата и что к уровню его профессиональной компетенции должны выдвигаться новые требования. К ним отношу способность адаптировать свои знания и умения к постоянно меняющимся условиям социальной и образовательной среды, умение брать на себя профессиональную ответственность. И самое важное, я считаю, у современного учителя, и прежде всего, у учителя иностранного языка должна быть неистребимая потребность в перенимании передового опыта с последующим личностным преобразованием. Так как только учитель, стремящийся к совершенству, может быть интересен ученикам и может заинтересовать их общей, совместной работой. Учитель иностранного языка представляется мне фигурой не менее важной, чем учитель математики или литературы. Ведь цель всей нашей работы- в формировании и развитии коммуникативной компетенции, как мы знаем, едва ли не самой главной жизненной компетенции личности. И вот здесь встает вопрос о компетентности учителя. Только учителю, обладающему компетенциями, под силу внести вклад в воспитание личности. Вопрос профессиональной компетентности учителя выходит на первый план. Я убеждена, что в нашей современной школе востребован учитель, стремящийся расти в профессиональном и личностном плане. Хорошее слово "воспитание" сейчас заменено безликим "формирование": формирование чувства патриотизма, чувства ответственности и т.д. Я - за воспитание. Воспитание нравственности, воспитание души, воспитание человека в тесной связи с семьей. Современный сельский родитель озабочен вопросами выживания, ему не до наших "аций", его надо учить, воспитывать, давать возможность расти в педагогическом плане, конечно, на условиях партнерских отношений. Каждый ли учитель любит детей? Детей, ему вверенных, за кого он ответственен? Думаю, не каждый. Любовь к детям, по моему глубокому убеждению, это главная составляющая успешности учителя. Без любви к детям учитель похож на растение без цветов, вроде полноценное, но неполное. В школе не может быть случайных людей. Этот вопрос кажется простым на первый взгляд. Ведь выпускник педвуза может придти в школу не совсем морально-психологически готовым. Проработав энное количество лет или месяцев, он может войти во вкус, полюбить профессию, детей, школу и уже не представлять себе жизни без них. Но как показывает жизнь и бесстрастная статистика, большинство молодых людей отрабатывают год-два и уходят в поиски другой, менее психологически затратной и менее морально ответственной работы. Тут я вижу те же отголоски легкого отношения к жизни, вопросам бытия в целом. Все наши преобразования, компетентностная парадигма образования останутся пустым звуком без таланта учителя, без его мастерской интерпретации и преобразований содержания стандарта и учебных программ. Учитель -мастер, учитель-личность, учитель -профессионал - только ему по силам сформировать необходимые жизненные компетенции личности. Совокупность его знаний, умений, навыков, способностей, реализуемых через педагогическую, общекультурную, социальную и другие компетенции, т.е. уровень профессиональной компетенции учителя -вот от чего, на мой взгляд, |
||