|
Раздел 1
Эссе
Со школьных лет всегда хотела быть похожей на свою первую учительницу
-Кустурову Евдокию Николаевну, а позже , когда к нам в школе пришла молоденькая
учительница физики, родом из Мегино-Кангаласского улуса, -Шарина Изабелла
Дмитриевна, учителем физики. С этого момента я полюбила физику навсегда.
Говорят, Бог дал каждому свое предназначение. Я поступила в университет,
закончила успешно, пришла в школу молоденькой , как своя учительница.
И с тех пор в школе я работаю 22 год. Мое предназначение -учить и воспитывать
молодежь. И я с огромной теплотой вспоминаю своих учителей, и выражаю
им благодарность. За эти годы и у меня есть свои последователи, некоторые
стали моими друзьями, родителями моих учеников, коллегами.
С первых дней педагогической деятельности, я всегда старалась завоевать
авторитет, признание ребят, потому что только тогда можно говорить об
успехах учительского труда, который начинается с общения с ребятами, с
первой искорки дружбы и взаимного доверия.
Как учитель физики , вот как я представляю себе модель школьной системы:
в центре находится учитель-Солнце. По орбитам, которые не пересекаются
друг с другом, вращаются ученики-планеты, которые удерживаются около нас
нашей силой притяжения- пониманием, знаниями, добротой, вниманием. Каждый
учащийся , как и планета, индивидуален, это целый неповторимый мир, это
личность, он по своему красив и , даже если он находится на самой далекой
орбите, имеет свои особенности, которые мы, учителя, должны увидеть и
развить, чтобы он не попал в силу другого объекта. Я стараюсь силу своего
притяжения не уменьшать, а увеличивать, чтобы вокруг меня вращалось как
можно больше учащихся. Не погасить в учениках огонёк интереса, развить
в них способность мыслить, обобщать, анализировать, сформировать цельное
представление об окружающем мире - вот моя задача как учителя.
Учитывая общеобразовательный характер обучения физики наиболее значимыми
его целями я считаю:
-усвоение основ физики;
-формирование научного мировоззрения учащихся;
-развитие логического мышления учащихся;
-самоопределение учеников в ценностных ориентациях;
-развитие прикладных умений учащихся.
Главное в совершенствовании методики преподавания считаю:
-внедрение деятельностного подхода (учащиеся должны работать с учебником,
решить качественных , расчетных, экспериментальных задач, ставить опыты
и т. д.);
-организация самодеятельности учащихся;
-занимательность обучения.
Перед учителем стоит задача - управлять учебной деятельностью, чтобы помочь
учащимся как можно полнее проявить свои способности, развить самостоятельность,
инициативу, творческий потенциал. Наша школа вот уже несколько лет о работает
по концепции Успеха. Обоснованной идеей концепции является то, что каждый
педагог должен добиваться того, чтобы каждый его ученик нашёл себя в учёбе,
стал успешным. Каждый ребенок индивидуален, у каждого есть свой собственный
успех и свои достижения. Задача учителя- воспитывать у ребенка потребность
в достижениях, которая связана с наличием у него адекватной самооценки,
упорства, воли, терпения, настойчивости и трудолюбия. Любое достижение
ученика должно восприниматься как положительный и значимый результат.
Если нам удается создать условия веры человека в себя, в свои силы, то
он сам будет выбирать жизненные задачи из зоны ближайшего развития, то
есть восходить к своему развитию по Лестнице Успеха. Этому способствует
осознание учеником цели предстоящей деятельности. Цепочка, по которой
происходит этот процесс: потребность - мотив - цель - действие - рефлексия.
Создание ситуации Успеха на моих уроках - метод учебной деятельности,
который повышает активность, интерес, побуждает учащихся к более глубокому
познанию предмета.
Я не стремлюсь всех научить физике. Значительно более важно научить подростка
самостоятельно учиться. С этой целью провожу групповые занятия, на которых
сильные помогают слабым, существует большое количество разнообразных лабораторных,
практических работ, где развиваются разные компетенции. На таких уроках
сами выбирают путь к цели, развивая наиболее важные компетенции сегодняшнего
дня: способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном
принятии решений, оценивать и анализировать, владение устным и письменным
общением, новых технологий, способность делать выбор, учиться всю жизнь.
Достичь таких компетенций возможно при овладении методом проектов.
Я как педагог обязана не только дать учащимся определённую сумму знаний,
развить в ученике всё лучшее, что заложено природой, но и сформировать
у него четкие представления о чести и достоинстве человека, научить отстаивать
свою жизненную и гражданскую позицию в различных ситуациях.
|