|
Раздел 2.
Образовательная деятельность педагога.
Теоретическая основа педагогической деятельности:
" Гуманизация педагогического процесса. Развитие гуманистических
свойств личности как ребенка, так и педагога (К. Роджерс, А. Маслоу, В.Г.
Воронцова, В.Ю.Кричевский)
" Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко)
" Личностно - ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)
" Создание условий для развивающего педагогического процесса (В.В.Давыдов,
Л.В. Занков, А.М. Матюшкин)
" Теория деятельности (А.Н. Леонтьев)
" Развитие ключевых компетенций у учащихся (М.В.Рыжаков).
" Труды Е. Жиркова, А. Оконешниковой, К.Чиряева
Программно - методической и нормативно - правовой основой педагогической
деятельности учителя является:
" Концепция Успеха МОУ Чычымахская СОШ;
" Программа школы "Экологическое образование и воспитание";
" Программа школы "Здравотворение";
" Программа экспериментальной работы "Интеграция потенциалов
школы, семьи и социума как условие развития личности в образовательном
пространстве села";
" Государственный стандарт образования РФ.
" Концепция национально-региональных компонентов государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего
общего образования РС(Я).
" Федеральный перечень учебников, допущенных МО РФ на 2010-2011 учебный
год.
Выбор образовательной программы учителем обоснован:
1. Классом - средней ступени или старшей ступени, т.е. возрастом учащихся;
2. Базовым или профильным уровнем обучения;
3. Индивидуальным учебным планом учащегося (реализация заказа личности
ребенка и родителя).
Проблемно-ориентированный анализ результатов педагогической деятельности
учителя и социально - экономических условий в РС (Я) выявил следующие
противоречия:
1. Политехнизация трудового рынка ( в современном аспекте- важная задача
новой генерации специалистов новых специальностей; новых технологий).
2. Часть выпускников испытывает затруднения в профессиональном самоопределении
и самореализации;
3. Ухудшается здоровье детей, дети не понимают ценность здоровья;
4. Обострение экологических проблем;
5. Высокий уровень психологической напряженности детей.
Образовательная программа:
" Курс физики в 7-9 классах, предполагающий изучение всех разделов
по окончании основного общего образования;
" на заключительном этапе (10-11 класс) - инвариантное общеобразовательное
физическое содержание и вариативная часть, соответствующая профилю дифференцированного
обучения
Вывод:
1. Учащиеся в основном старшего звена, из средней ступени - 7, 8, 9 классы;
2. На старшем звене профильное обучение по ИУП на основе БУП РС (Я);
3. Выпуск профильной группы через год: в 2007 , в 2008, 2009 , 2010 году.
Анализ образовательной программы учителя:
Цели образования: Реализация интегрированного заказа общества, личности
и государства:
1. Социализация личности (владение компетентностями);
2. Кадровое обеспечение (адекватный выбор, овладение профессией);
3. Личностная успешность (самосовершенствование, самореализация).
Цели школьного курса физики:
Развитие личности, способного :
1. -усвоение основ физики;
-формирование научного мировоззрения учащихся;
-развитие логического мышления учащихся;
-самоопределение учеников в ценностных ориентациях;
-развитие прикладных умений учащихся.
Задача педагога:
1. Обеспечение качества образования и подготовка успешного ученика, способного
решать задачи:
" Организационные - организовать свою деятельность;
" Интеллектуальные - результативно мыслить и работать с любой информацией;
" Оценочные - самостоятельно делать выбор в мире ценностей и отвечать
за этот выбор;
" Коммуникативные - общаться, взаимодействовать с людьми.
2. Создание воспитательной среды как средства активизации деятельности
учащихся;
3. Создание благоприятных условий, обеспечивающих становление личности,
её мотивов и ценностно - целевых ориентиров, творческой индивидуальности
учащихся.
Школьник является личностью в той мере, в какой у него развиваются социальные
качества (взгляды и убеждения, мировоззрение, сознательное отношение к
людям, к своей деятельности), нравственные устои, в какой он становится
сознательным субъектом своей учебной и общественно- полезной деятельности.
Личность отличается качествами, свойствами и особенностями:
1. Личность есть единое целое;
2. Устойчивость личности;
3. Активность личности, всегда в деятельности;
4. Личность может жить и существовать в коллективе, в общении.
4 качества в структуре формирующейся личности: общее, соответствующее
возрасту развитие, высокая нравственность, творческая инициатива, социальная
зрелость.
Задача учителя - совместно с другими учителями создать единую воспитывающую
среду, где созданы условия для саморазвития, самореализации, успешности
каждого школьника, организуется целенаправленная активная жизнедеятельность
детей, обеспечены комфортное, положительно - эмоциональное самочувствие
каждого ребенка.
Система воспитания личности ребенка в условиях сельской малочисленной
школы:
Личность учащегося |
Задачи педагога |
Программы, курсы, мероприятия |
Методическое обеспечение |
Стремление к интеллектуальному развитию |
1. Развитие мотивации;
2. Организовать процесс познания;
3. Развитие способов умственной деятельности
|
Использование УМК и дополнительной литературы;
Кружки;
Олимпиады;
НИР;
Проектная деятельность;
День Успеха
|
Проблемное обучение;
Личностно- ориентированное индивидуальное обучение;
Дифференцированное обучение;
Проектный метод;
Исследовательская деятельность;
Диалог - беседа
|
Духовность, нравственность |
1. Ориентация на добро и справедливость;
2.Развитие ответственности;
3.Эстетическое развитие
|
УМК по физике, дополнительная литература;
Программа экологического образования и воспитания;
Акции, субботники
Мероприятия: Неделя политехнических предметов,День космонавтики, День
науки, День Земли, День радио, неделя экологии |
Диалог - беседа;
Проблемное обучение;
Коллективные творческие дела;
Игровая деятельность;
Общественно- полезная деятельность;
|
Здоровье |
1. Сохранение здоровья;
2. Формирование навыков саморегуляции и укрепления здоровья
3. Формирование культуры здоровья;
4. Формирование знаний биофизических основ здоровья, первой помощи
|
На уроках УМК по физике, дополнительная литература;
Элективные курсы : "Физика в медицине", "Энергетика
и окружающая среда"
Общешкольная программа "Здоровье";
|
Диагностические методы:
Пед. наблюдение
Психологическая диагностика;
Индивидуальное обучение;
Проблемное обучение;
Здоровьесберегающие технологии:
отношения сотрудничества и доброжелательства;
ситуация успеха, свобода выбора, двигательная, эмоциональная разгрузка,
темп учебного процесса.
|
Гражданское самосознание, патриотизм |
1. Формирование знаний правовых и законодательных актов;
2. Ознакомление с культурными традициями;
3. Формирование правовой культуры;
4. Формирование навыков реализации гражданских |
Детская организация "Эрчим", "Кэскил",
Субботники, акции
|
Проектная деятельность;
Организация школьного самоуправления;
Коллективные творческие дела;
Игровая деятельность;
Общественно- полезная деятельность
|
Социальная адаптивность |
1. Развитие коммуникативных компетентностей ребенка
2. Организация успешной социализации ребенка
3. Профориентация
|
Концепция Успеха;
Детская организация "Эрчим";
Предметные недели;
Профориентационные недели;
|
Проектная деятельность;
Организация школьного самоуправления;
Коллективные творческие дела;
Игровая деятельность;
Общественно- полезная деятельность
|
Самосовершен
ствование
|
1. Развитие потребности в самосовершенствовании
2. Создание условий для самореализации и саморазвития личности
|
Концепция Успеха;
Детская организация "Эрчим", Участие на конкурсах;
Акции, субботники
Мероприятия:
Неделя политехнических предметов,День космонавтики, День науки, День
Земли, День радио, неделя экологии
|
Диагностика личностных достижений учащихся (портфолио);
Личностно- ориентированное обучение;
Анализ личностных способностей учащихся;
Коллективные творческие дела;
Игровая деятельность
|
Обоснование выбора образовательной технологии:
1. От поставленных целей и задач;
2. Психолого - педагогическими, возрастными особенностями учащихся;
3. Малая группа учащихся от 2 до 22 человек в классе;
4. От уровня подготовки класса (базовый, профильный).
Принципы оценивания учащихся:
1. Отход от авторитарности, развитие у учащихся умений самоконтроля и
самооценки, взаимооценки;
2. Открытость, понятность требований к ученику;
3. Возможность выбора задания;
4. Оставить за ребенком право пересдать отметку;
5. Применение разнообразных методов оценивания, отход от монотонности;
6. Положительная эмоциональная окрашенность оценки.
Результат:
1. Снижение "тревожности", напряженности;
2. Мотивация успешности.
|